Michael Jackson: Dangerous 25
Пластинка записывалась на протяжении 18 месяцев, бюджет на ее создание составил 10 миллионов долларов, для альбома было записано более 60 демо-песен, 14 из которых попали в финальный треклист, а турне Dangerous Tour, стартовавшее в 1992 году считается одним из самых зрелищных концертов в истории, его посетили более 3 500 000 человек, а телеканал HBO купил права на трансляцию концерта в Бухаресте за 20 000 000 долларов, что стало абсолютным рекордом в этом сегменте. Сегодня, спустя 25 лет, мы вспоминаем шедевр короля поп-музыки Dangerous, в очередной раз перевернувшего мир музыки с ног на голову.
Представьте себе, что в преддверии вашего 24-го дня рождения звучит телефонный звонок, который мгновенно меняет всю вашу дальнейшую жизнь, увековечивая имя в истории музыки. Так произошло с Тедди Райли, музыкантом и продюсером, создавшим уникальный стиль New Jack Swing. Прежде он успешно работал с Bobby Brown, Keith Sweat и собственным бэндом Guy, но в конце 90-го года его жизнь изменилась навсегда. На том конце провода зазвучал голос Майкла Джексона с предложением, от которого отказаться было просто невозможно.
«Я бы хотел поработать с тобой, хочешь спродюсировать мою новую пластинку? Хочешь стать новым Куинси Джонсом?» - мягким тембром лились эти заветные слова в уши обалдевшего Тедди. Райли собирает первые несмелые наброски и скетчи, и в скором времени, самолет, рассекая крыльями небо, перемещает его в Неверленд. Символично, как вступление в заглавной песне JAM, идет отсчет: «one, two, three, four» и начинается создание одной из самых удивительных пластинок, которых знало человечество. Dangerous.
Тедди Райли (продюсер альбома Dangerous).
Если Thriller изменил всю современную музыку в целом, стерев, к тому же расовые границы и барьеры для сотен «цветных» музыкантов в масс-медиа, произвел революцию в мире музыкальных видео, став самым продаваемым альбомом всех времен в аналоговую эпоху, то Dangerous, несомненно, зародил плоды вдохновения для большей части современных артистов. От Beyonce и Pharrell Williams до The Weeknd, Kanye West и Justin Timberlake. Почти все сегодняшние небожители, от которых сходят с ума сотни миллионов людей во всем мире- это поколение Dangerous. Этот альбом перевернул «черную музыку» с ног на голову, для нынешней плеяды артистов, Dangerous - это что- то вроде эталона RNB, многочисленные «фишки» из которой после использовали суперзвезды того времени: R Kelly, TLC, Mary J Blige и многие другие. Как написано в авторитетном издании Pitchfork: «Dangerous, пожалуй, самый заполненный, контрастный и зрелый альбом Джексона, охвативший маршрут от танцевальной музыки к душевным исповедям. Это - портрет преследуемого гения, отчаянного, обремененного виной, гневом, личными метаниями и демонами, набросившегося на злодеев и предлагающего вдохновение для союзников. Dangerous, к сожалению, последний из величайших альбомов артиста». Я согласен с последним утверждением лишь в некоторой степени. Возможно, для пуританской Америки - это отчасти так, учитывая последующие страшные судебные преследования, но для всего остального мира, на мой взгляд, последним альбомом, в котором Майкл был неприкосновенно велик, стал следующий после Dangerous - HIStory, подаривший миру огромное количество нетленных произведений.
Black Or White - выход первого сингла из альбома, второго по популярности в карьере Майкла после Billie Jean, предваряла премьера 11-минутного видео, которое было снято, по иронии судьбы, Джоном Лэндисом, тем самым, кто был режиссером революционного Thriller. Премьеру в прямом эфире посмотрели 500 000 000 человек. Эффект от просмотра, особенно второй половины, где Майкл, превращаясь из пантеры в себя и круша все на своем пути, был схож с эффектом цунами. Дерзкий финальный эпизод видео вызвал массу кривотолков и скандалов. Сегодня сложно представить, но в то время, некоторым людям эпизод показался слишком откровенным и неожиданным, что привело Майкла в недоумение. В результате, для ротации на музыкальных каналах, последний эпизод пришлось вырезать.
Майкл Джексон и Джон Лэндис на съемках Black Or White.
Интересна история создания самой чувственной и сексуальной композиции Майкла - In The Closet. В этой песне присутствует томное и нежно-страстное женское нашептывание между куплетами и припевами с весьма пикантным, балансирующем на грани, текстом. В период создания этой композиции (а надо сказать, что мелодии к подавляющему большинству из них написаны Джексоном и для него это был вопрос принципиальный), был тем недолгим временем, когда они нередко общались с Мадонной. Майкл рассказал ей об идее песни, предложив нашептать темпераментные строки, что вызвало бы, по его мнению, еще больший ажиотаж у публики после выхода сингла. Мадонна, в свою очередь, ответила, что если бы он предложил ей полноценный дуэт, а не шепот на бекграунде, она была бы не против. Оставаться на вторых ролях топовой артистке того времени не хотелось, поэтому Мадонна от предложения уклонилась. В результате, очаровательный женский шепот, который мы слышим в финальной версии песни, принадлежит принцессе Монако Стефани. Видео на In The Closet произвело невообразимый фурор, представив Майкла в образе пропитанного мужской сексуальностью мачо, который предстал на экране вместе с юной и умопомрачительной Наоми Кэмпбелл. Как и в случае с Уэсли Снайпсом, который дебютировал на экране в видео на песню Майкла - Bad, Наоми, после выхода в свет In The Closet стала кем-то в разы большим, чем звезда фешн- индустрии. Это был период, когда ко всему, к чему бы ни прикасался Король Поп-Музыки - становилось платиновым.
Кадр из видео In The Closet, в котором снялась Наоми Кэмпбелл.
Why U Wanna Trip On Me и She Drives Me Wild - никогда не были выпущены синглами, однако, оказали огромное влияние на многих сегодняшних музыкантов и саунд-продюсеров. Если Why U Wanna Trip On Me перевернула мир Pharrell Williams, во многом определив его музыкальный почерк своей рванностью, то синкопированный минимализм She Drives Me Wild сделал тоже самое с молодым Timbaland.
Конец 80-х был ознаменован рассветом хип-хоп культуры. В этот период, из фреймов уличной музыки, она, брызжущим фонтаном заполонила весь мейнстрим. Конечно, Майкл, будучи первопроходцем, перфекционистом, обладая иногда до неприличия непреодолимым желанием устанавливать тренды в музыке, в вечной борьбе со своими собственными предыдущими победами не мог этого игнорировать. Именно поэтому Dangerous получилась настолько «черной» пластинкой. Несомненно, и в этом сегменте, король всех перещеголял. Красной нитью вышит стейтмент причастности к своим корням в заглавной песне альбома - Jam. Невозможно представить более четкое, собранное из хип-хоп-мозаики видео. Урбан, баскетбольная площадка, приглашенные для съемок рэп-звезды того времени Naughty By Nature и Kris Kross, мощнейшая рэп-партия от Heavy D, и конечно же, символ черной Америки, легендарный баскетболист Майкл Джордан, который, по сюжету, учит Майкла играть в баскетбол, пока тот, в свою очередь обучает культового игрока своим танцевальным па. Все эти слагаемые сделали Jam одним из самых красочных видео в истории, а песню столь популярной.
Кадр из видео на песню Jam.
Can’t Let Her Get Away - песня, которую Майкл и Райли написали вместе, является в большей степени симбиозом New Jack Swing и неким трибьютом фанковой подаче кумира Джексона Джеймса Брауна. Как писали в одном из авторитетных изданий после смерти певца: «Can’t Let Her Get Away - одна из самых недооцененных композиций Мастера. Наверное, потому что она опередила свое время".
Еще один музыкальный блокбастер из Dangerous, Remember The Time, имел ошеломительный успех. Песня, написанная Майклом в соавторстве с Тедди Райли и Бернардом Бейлом, сразу же снискала первые места в чартах всего мира, а видео, при участии Эдди Мерфи и Мэджика Джонсона, до сих пор называют одним из самых ярких в истории музыкальных видео. Rolling Stone писали о том, что «Remember The time- одна из самых знаковых песен Джексона, повлиявшая на все современное RNB звучание». Неспроста эта композиция получила две награды в номинациях «лучший сингл в стиле ритм-энд-блюз» престижных премий American Music Awards и Soul train Awards. Также, Remember The time вошла в список 100 лучших песен 90-х годов.
На съемках Remember The Time: режиссер Джон Синглтон, Эдди Мерфи, Майкл Джексон и Иман.
Не обошлось на Dangerous и без эпических композиций о мире во всем мире. Гимн человечеству - Heal The World стал визитной карточкой многочисленных социальных акций и мероприятий по всему миру, а также положил начало созданию благотворительного фонда Heal The World Foundation, который возглавил сам Король Поп - Музыки. Такая же социальная линия проходит и через душещипательную балладу Gone Too Soon, которая «цепляет» до глубины души. Песня посвящена Райану Уайту, юноше, умершему от СПИДа. Молодой человек нашел в себе силы и смелость не только афишировать свой смертельный диагноз, а отчаянно бороться за права людей со страшной болезнью, своей активной социальной деятельностью доказывая миру, что больные СПИДом люди такие же, как и все остальные, борясь с осуждением и предрассудками. Именно ему, в частности, и борьбе со СПИДом, в целом, посвящена эта трогательная баллада.
«Самая честная и эмоциональная песня о женском предательстве в истории поп- музыки», «бескомпромиссный стиль», «Эверест музыкальности», «яркий музыкальный триллер о безнадежности отношений», «язык ритма из другого мира»- какими только эпитетами не описывали самые респектабельные критики трек Who is it. И вправду, в музыкальном смысле эта композиция- шедевр в самом прямом понимании этого слова, который и на закате 2016 года слушается очень современно и свежо. В этом и был несомненный гений Майкла Джексона. Видео на Who Is It снял выдающийся режиссер Дэвид Финчер, однако первая финальная версия видео пришлась Майклу не по душе, поэтому работа претерпела дополнительный монтаж. Газеты пестрили заголовками: «сотрудничество Финчера и Джексона уже предполагает элегантный, зловещий и бескомпромиссный стиль», «Who Is It смотрится как полноценное короткометражное кино высочайшего уровня, в котором показаны все пороки, которые только может предоставить женское коварство». Несмотря на то, что Who Is It по праву считается одной из самых серьезных и нашумевших песен Майкла Джексона, в мировых чартах во многих странах мира она хоть и уверено перемещалась в первой десятке с место на место, но возглавила первую строчку лишь в Зимбабве.
Обложка сингла Who Is It.
Еще одна культовая песня из альбома - Give In To Me ворвалась в чарты подобно шторму, во многом благодаря жесткости своего рокового звучания. В ней Джексон жестко, эмоционально и на надрыве передает десятки оттенков самых неподдельных эмоций, чем и завоевывает публику снова и снова. Несомненно, добавляет красок в этом музыкальном полотне гитарное соло выдающегося Слэша, гитариста культовой рок - группы Guns N Roses. Сотрудничество Слэша и Майкла было долгим и плодотворным, как и их дружба и взаимопонимание. Наверное, все- таки противоположности притягивают, а в случае тандема «Джексон - Слэш», два этих мастера подарили нам нетленные Black Or White, Give In to Me, соответственно, а также песню Privacy, вошедшую в последний полноценный прижизненный альбом Майкла Invincible.
Сама песня Dangerous и предшествующая ей оптимистичная и легкая Keep The Faith стали кульминацией запоминающегося музыкального путешествия. И если в Keep The Faith каждая нота наполнена позитивом и оптимизмом, то Dangerous со своими неровными битами, нашептываниями и рванным обалденным и ошеломительным припевом ставит жирную точку в одноименном шедевре.
И, наконец, пожалуй, самая личная, чистая, открытая, как душа на ладони, песня альбома - Will You Be There. Это песня - исповедь, песня - вопрос, песня - боль. Начинаясь с фрагмента Симфонии № 9 Бетховена, она плавно переходит в самый что ни на есть обогащённый массовым бэк- вокалом госпел, надрывной истории о вере и желании быть услышанным, что особенно четко прослеживается в финальном монологе, где Мастер будто спрашивает каждого в этом мире: «будешь ли ты рядом, среди моих сомнений, боли, в минуты моей исповеди… Потому что я никогда не оставлю тебя, так как ты всегда в моем сердце.» Это очень символичная композиция, песня человека, который так хотел быть услышан и понят, что казалось, что кричит в холодную темноту в поисках тепла, человека, который хотел быть не только идолом без пола и возраста, а иногда и обычным смертным, который, как и все нуждается в искренних объятиях и любви. Выдающийся артист, равного которому не знала планета, застрявшего в волшебном мире Питера Пэна, как в некоем фантазийном убежище от мира, который ни на секунду не оставлял его в покое. Его музыкальное наследие, которое, уверен, останется на века, соединило миллионы сердец, оставив его самого наедине со своей невероятной славой. Наверное, это суровая и беспристрастная плата за то, чтобы быть гением. А быть гением - это, как минимум, Dangerous.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0