alt alt   alt

Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
Выставки

Интервью с дизайнером Еленой Мильбергер

В интервью с известным дизайнером Еленой Мильбергер я решила обойтись без стандратных вопросов типа «Чем и как давно Вы занимаетесь?», так как это уже многим давно известно, и всё это можно легко найти. Я решила узнать то, о чём недоговорили в предыдущих интервью, что осталось неясным и как, возможно, поменялось мнение самой Елены.

 
- Откуда у человека по имени Елена Мильбергер появился интерес к национальному узбекскому искусству?

- Во-первых, я здесь живу.  Это то, что меня окружает. Да, у меня намешано много кровей, в том числе и узбекская кровь есть. Но, наверное, дело даже не в этом, а просто мне узбекское искусство нравится. Будучи в поездках, я ясно вижу, насколько наше прикладное искусство лучше, чем у других народов. Богаче, разнообразнее. Не в обиду, например, казахам, они всё-таки кочевой народ, и это чувствуется. У них фактически один узор – бараний рог. И всё. Если же рассматривать, к примеру, узбекскую вышивку, то она делится по областям. У каждой области свой, присущий ей орнамент. Там такое разнообразие! У нас действительно есть, чем гордится.
За всё время работы я научилась расшифровывать узоры, по-своему их интерпретировать, создавать различные вариации на тему традиционного орнамента.
 
Когда я только начинала  изучать орнаменты, заниматься росписью, было понятно, что интерес к традиционному искусству проявляют, в основном, туристы. Именно иностранцев интересовали наши местные самобытные узоры. Со временем и наши соотечественники стали ценить то, что имеют.
 
 
alt

 
- А туристы рассматривают нашу одежду как сувенир или же они её прям носят?

- Носят. Легко, например, можно встретить немца в тюбетейке, при этом абсолютно по-европейски одетого. И россияне любят ходить с нашими шарфами и сумками…
 
 
alt


- В одном из своих интервью Вы говорили, что дизайн – не профессия, а образ мысли. Расскажите о коммерциализированности дизайна в Узбекистане. Возможно ли на этом заработать, и может ли человек, не имея творческого подхода, продвинуться на одной бизнес-идее?

- У нас дизайн пока не прибыльное дело. Пока…  Всё зависит от экономики. Если будет развиваться экономика, развитие будет и у дизайна.
 
От образования многое зависит. У нас нет до сих пор института дизайна! Есть лишь отдельные факультеты. Но это не совсем то. Там готовят инженеров. А дизайнеры – это всё-таки больше художники, хотя они и должны быть технически подкованы.
 
Что касается прибыли, есть у нас несколько отечественных марок, которые ведут не столько дизайнеры, сколько бизнесмены и маркетологи. Они просто знают, как раскрутить дело. А по существу там как таковой оригинальной идеи нет. Но это тоже надо уметь. У меня вот с этим, наоборот, проблема.
 

- Как Вы относитесь к дизайнерам, не имеющим образования?

- Положительно. Почему нет? Бывает врождённый талант. Если у человека получается, пускай!
 

- А как всё же лучше?

- Ну, с образованием да с талантом – это идеальный вариант!
 
alt alt

alt alt
 

- На Ваш взгляд, повлияло ли на дизайн прекращение функционирования Style.uz?

- Да. Показов стало меньше. Показы есть, они не перестали проводиться. Меня, во всяком случае, приглашают.  Скоро, в декабре, например, планируется Фестиваль Национального платья. Его организовывает Текстильный Институт. Думаю, там будет интересно. Он, к слову, существовал и до Недели моды, существует и сейчас. Но, безусловно, Style.uz – это было масштабное мероприятие! Хороший толчок для стилистов, моделей и дизайнеров, для молодёжи, в целом.
 

- Вы на рынке с 2008 года. Какие заметили изменения?

- Однозначно, ситуация стала лучше. Появляются молодые, креативно мыслящие люди, причём которые понимают ещё и в коммерции. Мне это очень нравится! Раньше у дизайнера в распоряжении было буквально два магазина в городе и один показ в год. Всё. Сейчас посвежее и поактивнее. Что касается государственной поддержки ситуация сильно не изменилась. Большого всплеска в развитии нет, но хуже не стало – это точно.
 
alt

 
- Есть ли у Вас какая-то планка, которую Вы мечтаете достичь?

- Конечно, как у любого дизайнера, это показ в Италии и Франции.
 

- Чего вам нужно достичь, чтобы вы стали довольны собой?

- Моя коллекция должна полностью мне понравится - от одежды до продуманных аксессуаров.
 

- А сейчас сами не довольны тем, что делаете?

- В целом, довольна. Но я вижу недостатки и недочёты. А хочу сделать такую коллекцию, посмотрев на которую, я могла бы сказать: “Вот здесь недостатков нет.  Всё идеально! ”
 

- Выходит, Вы перфекционист?

- Да нет, я просто ставлю себе высокую планку.
 

- Ну, как же – публике нравится, а Вы недовольны…

- Имею право на амбиции.
 
 
alt


- А случается творческий ступор?

- Конечно. Это происходит, как правило, от усталости. В таких случаях нужно просто отдыхать. Нет, не от творчества, а от суеты, рутины, производственных и организационных моментов. Мало ведь придумать, нужно ещё произвести продукт. Сколько в процессе возникает трудностей! Не так сшили, не то расписали, не тот цвет… Тем более что батик –  капризный продукт. Роспись может вообще поменяться в конце всех этапов технической обработки.
 
alt alt

alt alt


- Все Ваши коллекции разные. Откуда черпаете всё новые и новые идеи?

- Фантазия, говорят, богатая. Но, кстати, то, что они отличаются – не очень хорошо. Значит, нет творческого почерка. Возможно, я только в поиске его. Я вообще не считаю себя зрелым дизайнером. Я ещё в поиске. Кто знает, может, через пару коллекций я вообще изменюсь.
 
alt alt


- Как вы относитесь к критике?

- К конструктивной – положительно. Я могу её выдержать. Но знаю, что многие художники не прощают критику.  Есть даже такое выражение: “Обидеть художника может каждый, а выжить после удара мольбертом - нет”. Поэтому я бы не рекомендовала обижать художника. Сама я стараюсь не позволять себе критиковать, особенно художников.
 

- Воздерживаетесь или положительные отзывы всем раздаете?

- Нет, лгать не буду. Скорее воздержусь.
 

- Есть ли у вас авторитеты?

- Есть марки одежды, которые мне очень нравятся. Когда смотришь на работы этих дизайнеров, понимаешь, что это настоящая ценность! Восхищаюсь Dolce&Gabbana от коллекции к коллекции. У нас  тоже есть интересные дизайнеры – Хафиз-Хан, Саида Амир.
 

- Что Вам интереснее – шить для отдельных клиентов или создавать коллекцию?

- Для меня – создавать коллекцию. Хотя есть несколько клиентов, которых я обожаю, и с удовольствием работаю для них! Потому что они приходят, говорят: “ Сделайте меня красивой!” и уходят. Лишь в общих чертах обозначают задачу и полностью доверяются мне. Обычно такие заказы получаются лучше всех.
 
alt

alt alt


-  Елена, Ваши коллекции представляют, на мой взгляд, довольно необычные модели. Каков Ваш идеал красоты? 
  
- Для каждой фотосессии мы с арт-директором съёмки подбираем разных моделей. Какая модель попадёт в конкретное настроение. Вообще, у меня нет идеала красоты. Я считаю, что все женщины красивы. Но могу сказать, что как типаж люблю брюнеток с голубыми глазами. Но это для идей,  вдохновения…
 
Когда же приходит клиент, нужно его искренне полюбить, чтобы платье получилось красивым. Только с таким настроем можно приступать к работе. Если  же я вижу, что с клиентом не смогу сойтись, я просто сразу отказываюсь от заказа. Бывает, чувствую, что я не смогу угодить ей, а она, возможно, – оценить, понять моё искусство.
 
alt alt


- Насколько Ваша одежда доступна?

- За весь период работы я создавала разную одежду. Я делала и вечерние платья, прям сказочные-сказочные, и “носибельную”, повседневную одежду. То, что я делаю в технике батик – это, конечно, не повседневная одежда, это абсолютно ручная работа, эксклюзив. Батик сам по себе не может быть демократичным, потому что он не поддаётся тиражу, его нельзя поставить на поток, нельзя произвести в большом количестве. Этим обуславливается его дороговизна. В связи с этим моя одежда не может быть доступна всем.
 
alt alt

alt alt


- Расскажите о своей последней коллекции?

- Она называется “Сад желаний”. Ноу-хау этой коллекции – это вручную расписанный бархат. Этого никогда никто не делал. Смело могу сказать, я первая, кто расписал не просто кусок бархата и сшил из этого шарфик, а целое платье! Ну и, конечно, в каждой новой коллекции я предлагаю зрителям свои новые авторские рисунки.
 
alt

alt alt

alt alt

alt alt

alt alt

 
- В следующем году планируете выпускать коллекцию?

- Да, обязательно. Уже начала над ней работать. Всех секретов раскрывать не стану, но могу сказать, что продолжу роспись нетрадиционных для батика материалов. Это будет подиумная коллекция.
 

- Шёлк – Ваша любимая ткань. Он удобен или красив?

- И то, и другое. В холодную погоду он согревает, в жаркую - охлаждает. Это “умная” ткань. Шить из него, правда, трудно. Портнихи ворчат, когда начинают только работать с шёлком. Это же машинку надо перенастраивать, нитки другие, иглы другие, сам подход к ткани другой - больше времени занимает! Но чуть позже понимают, что у шёлка есть свои плюсы, это благодарный материал. Его прогладишь, дорого смотрится. А некоторые ткани как ни гладь, ни строчи – ничего не поможет, “тряпка тряпкой”. А шёлк – благородная, богатая ткань!
 
alt


- Как грамотно вписать батик в повседневную жизнь?

- Должна признать, в офисный стиль батик не вписывается. В обычной повседневной жизни я советую  или аксессуар, или одну вещь с присутствием батика. Допустим, чапанчик из батика вполне может сочетаться с базовыми вещами.
 
alt


- Как Вы считаете, адекватно ли одеваются люди в Ташкенте?

- Даже слишком адекватно! Неинтересно, скучно. Последнее время, правда, молодёжь, особенно парни, удивляют. Девчонки понятно, всегда ближе к моде, а то, что парни больше внимания стали придавать модной одежде – это радует.  Хотелось бы видеть больше смело, интересно одетых людей. 
 

- Как вы относитесь к нестандартным стилевым решениям?

- Да я вообще за хорошее настроение! Ради бога! Неважно, как человек одет, если ему в этом хорошо. Однако если же человек претендует на стиль – это уже совсем другое дело. Вот тогда я буду строго судить. Но опять же – не выскажусь 
 

- Где проходит грань между смелостью и излишним эпатажем?

- У каждого она своя. Человек это должен чувствовать. Такой своего рода внутренний камертон. Он или есть, или его нет. Кому не дано, а одеваться хочется при этом со вкусом, советую прислушиваться к мнению профессионалов, стилистов.
 
 
alt

 
- Откуда людям брать такую информацию, советы стилистов?

- Да отовсюду. В интернете ведь полно всякой информации. Тренды сезона надо знать, что с чем носить. Я думаю, это нормально. Необязательно быть “шмотошником”, но ознакомиться с тем, что сейчас в моде,  можно. Не лишне прислушиваться к мнению ассистентов в магазине. Не обычных продавцов, а именно консультантов.
 

- Вы считаете, у нас они компетентны? 

- Нет, у нас это только развивается. Но постепенно ситуация должна измениться. Я в это верю.
Вообще, повторюсь, но, если  экономика будет сильная, и с модой будет всё в порядке.  Пока у потребителя просто нет достаточных средств. Как это может развивать отечественного производителя? Никак. Тем более производителя, который производит продукт из местного сырья, например, из отечественных тканей : адраса, атласа, бекасама… А одежда в итоге получается по себестоимости дороже китайской. Китайцев нам никогда не переплюнуть. Нам нужно пытаться сделать продукт не столько дешевле, сколько качественнее. И самое главное – задействовать своё сырьё, полностью.  Не продавать его в виде хлопка, а использовать  полностью самим. В этом отношении неплохо продвинулось отечественное  трикотажное производство. Но этого мало.
Также необходимо повышать уровень образования не только дизайнеров, но и специалистов всей модной индустрии: маркетологов, коммерческих директоров, стилистов, моделей, в том числе продавцов. Если экономика будет хорошая, перестанем терять ценные кадры – ведь многие талантливые люди уезжают.
 
А за этим развитием, главное – не растерять традиций. Чтобы потом не вспоминать, что возрождать.  Вообще, считаю, что сейчас народное прикладное искусство собралось, аккумулировалось, развивается неплохо. Ремесленники освобождены от налогов. Проводятся различные выставки-продажи. Всё это - хорошее подспорье творческим людям…
 
 
alt

 
- Если уж бросаться в крайности, то что зимой лучше – красиво или тепло?
 
- Лучше уместно. Желательно сочетать и красиво, и тепло. Я не считаю, что красота оправдывает всё. В погоне за красотой нельзя забывать о своём здоровье.

Получайте на telegram лучшие новости MYDAY Вечером
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Дата публикации: 23-11-2014

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии