alt alt   alt

 
Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
Памятники

Комплекс Шейхантаур

ул. Абдулла Кадыри
Карта проезда
Комплекс Шейхантаур
Ориентир
Урда, Государственный комитет по архитектуре и строительству
Один из самых широких и красивых проспектов столицы Узбекистана – проспект Навои сто лет назад назывался Шейхантаурской улицей, по имени почитаемого мусульманами суфия, шейха Хавенди ат-Тахура (Шейхантаура), чей мавзолей располагается в этой части города.Мемориал ат-Тахура считается древнейшим сооружением, сохранившимся на территории Ташкента. Построен он был по распоряжению Амира Темура над могилой шейха в конце XIV века.

Личность Хавенди ат-Тахура привлекала как его современников, так и потомков, считавших шейха мудрейшим из мудрых. Он родился в конце XIII века недалеко от Ташкента в горном селении Богустан в семье выходца из Аравии шейха Омара, который считался потомком халифа Омара. Известно, что из рода Хавенди ат-Тахура также происходил знаменитый шейх Ходжа Ахрар, основатель дервишеского ордена «Накшбандия», оказавший большое влияние на весь ход истории XV века.

В молодости ат-Тахур совершил путешествие в город Туркестан, где прожил несколько лет в ханаке дервишей, постигая мистическую философию Ахмада Яссави, учась терпению и кротости. После долгих лет странствий, он вернулся в Ташкент и поселился у святого источника, о котором в незапамятные времена была сложена красивая легенда. Якобы из этого ключа била вода «вечной жизни», а на берегу его, в тени деревьев, отдыхал сам Искандер Двурогий – Александр Македонский. По преданию, в доисламские времена у этого ключа был языческий храм Воды и Огня. Здесь и завещал похоронить себя умерший в 1355 году шейх ат-Тахур. Быль это или миф – неизвестно, но как бы то ни было, у могилы святого до последнего времени росли так называемые сауры Искандера – тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие от старости деревья. Ствол одного из таких деревьев сохранился до наших дней внутри мавзолея Шейхантаура, у самой его могилы.
Мавзолей шейха Хавенди ат-Тахура так же скромен, как скромна была его жизнь. Только небольшие вставки сине-голубой майолики в стрельчатых нишах и на небольшом тимпане над входом оживляют кирпичную кладку. В усыпальнице два помещения: в одном, перекрытым куполом на барабане с двенадцатью гранями, находится надгробие самого ат-Тахура. В меньшем помещении, под куполом на восьмигранном основании устроены погребения, которые считаются принадлежащими его жене и сыну.

Вокруг почитаемого мемориала на протяжении нескольких веков строились гробницы правителей Ташкента и их приближенных. Так к концу XIX века возник некрополь, состоявший из шестнадцати мавзолеев. Однако, в результате нескольких разрушительных землетрясений и непродуманных перепланировок этого района в советское время, ныне в мемориальный комплекс входят только три сооружения.
Два десятка метров отделяют гробницу Шейхантаура от небольшого здания кубической формы из жженого кирпича, увенчанного необычным для зодчества Центральной Азии шатровым куполом. Старинные резные двери ведут в погребальное помещение – «гурхану», декорированную глубокими нишами с ганчевыми сталактитами. Это мавзолей ташкентского правителя середины XVIII века Толи-бия по прозванию Калдыргач-бий – «ласточка». Известно, что он происходил из казахского рода Дуглат, принадлежавшего к Старшему жузу. Он получил известность среди современников как справедливый судья, прекрасный оратор, умевший зажечь своими речами народ, предводитель борьбы против джунгаро-калмыцкого нашествия на Центральную Азию. В то же время он был последователем учения Ходжи Ахмада Яссави, а, получив волею судьбы в управление Ташкентский удел, Калдыргач-бий стал горячим почитателем шейха Хавенди ат-Тахура.
Немного поодаль находится грандиозный мавзолей Юнус-хана Моголистанского. Это сооружение XV века с порталом и высокой стрельчатой аркой, оформляющей вход, впечатляет своими размерами. Купольное перекрытие главного зала усыпальницы основано на системе пересекающихся арок и парусов. Фасады украшены каллиграфической арабской вязью и орнаментом «гирих». Великолепный мавзолей достоин удивительной личности погребенного в нем Юнус-хана.

Юнус-хан принадлежал к улусу Джагатая из рода чингизидов, правивших кочевниками Моголистана. Кроме того, он был в тесном родстве с Темуридами, поскольку одна из его родственниц была женой Мирзо Улугбека, а дочь Юнус-хана Михр Нигар стала матерью Захириддина Бабура. Юнус-хан родился в 1416 году и, в тринадцатилетнем возрасте потеряв отца, более двадцати лет жил в «почетной ссылке» в Иране, где получил основательное образование у известного придворного историка Амира Темура Шарафаддина Али Йезди. Он изучил богословие и литературу, прекрасно говорил и писал на арабском и персидском языках, обладая поэтическим даром, овладел искусством стихосложения и каллиграфией, пел, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.

В 1456 году Юнус-хан вернулся на родину и был провозглашен ханом Могольского улуса. Поддерживая с Темуридами не только родственные, но и союзнические отношения, он сумел получить в управление несколько уделов в Ферганской долине. Встретившись в Маргелане с Ходжой Ахраром, он своими изысканными манерами и уважительной почтительностью завоевал симпатии и покровительство шейха, который помог Юнус-хану присоединить к своим владениям Ташкент. В 1485 году его разбил паралич, и он вынужден был передать власть сыновьям. Сам же удалился в обитель дервишей-суфиев рядом с усыпальницей Хавенди ат-Тахура. Тут же он и был похоронен через два года в мавзолее, выстроенном для него сыновьями.

Три мавзолея комплекса Шейхантаура навсегда остались жемчужинами в ожерелье памятников средневекового зодчеств Узбекистана.

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии