ТАЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ
Узбекский режиссер получил Гран-при в Каннах. Май.
У Шокира Холикова есть свой канал в Youtube. На одном из видео он в черной майке, в летнем кафе, на фоне бесконечного моря, широко улыбаясь в камеру, говорит: «Hello everyone. My name is Shokir, I am director from Uzbekistan. I am so happy that my film has won the festival… I am so happy that you understand
my film and you liked it!»
Он говорит от чистого сердца, а в конце своего приветствия счастливо машет правой рукой в
камеру. Перед нами человек, который победил. Но его глаза при этом не смеются.
В манере Шокира Холикова отвечать на вопросы сразу чувствуется – какие вопросы ему интересны (тонкости съемок), какие он предпочел бы пропустить (мы обещали их не печатать и не будем), а на какие он сам еще ищет ответ (далее в интервью).
Меня давно волнует вопрос – зачем нужны кинофестивали?
На фестиваль отбираются только самые лучшие кинокартины. Человек, участвующий в фестивале, видит другие работы, расширяет свое мировоззрение и пытается понять, о чем думают коллеги со
всего мира. А для зрителя все просто – он смотрит отборное кино, которое прошло через профессиональную комиссию. Он не теряет время за просмотром и получает от него удовольствие. Очень удобно.
Вы думаете, посмотрев Ваше кино, люди получили удовольствие?
То есть?
Вы выбрали такую тему (фильм о парализованном старике), где обычному зрителю будет сложно расслабиться, и такие работы не самый очевидный выбор для вечернего просмотра.
Знаете, все люди разные. Кому-то нравится, а кому-то нет. О своем фильме говорить я не хочу. Защищать или критиковать. Он живет своей жизнью, а я – своей.
А Вы его пересматриваете?
Нет. Два раза всего видел. Из них один – потому что сидел в зале во время фестиваля.
В двух словах, о чем этот фильм?
Человек живет ради будущего, а поколения сменяются.
Как быть с настоящим?
В фильме показано прошлое, настоящее и будущее героя. Мне неинтересно его прошлое и будущее – в основном настоящее. Но я правда думаю, что люди живут ради будущего.
Про настоящее еще – Вы смотрите современное узбекское кино?
Выборочно. На какие-то хожу в премьерные показы. Все посмотреть успеть сложно.
Вы понимаете людей, которые перестали смотреть современное узбекское кино?
То есть?
Есть категория людей, которые могут относится к нему предвзято?
(думает)... Возможно … Хотя знаете, обычно говорят, что проблема не в зрителе, а в нас. Возможно, зрителю не очень нравится.
Может и поэтому.
Но хорошее кино всегда найдет своего зрителя. И наши зрители всегда смогут найти хорошее кино.
Сколько людей у нас в стране видело Ваш фильм?
Немного. Была премьера в «Панорамке». Но мне много людей пишут в facebook или telegram с просьбой дать посмотреть фильм. Я отправляю им в ответ закрытую ссылку на Youtube.
Похоже на пиратство.
(смеется) Да не, почему? Это же не большое кино. Уже прошло два года после выпуска, и теперь он не
может выставляться на фестивалях.
А когда Вы снимете большое кино?
(долго думает) Стоит ли об этом говорить…
Почему лучшие узбекские кинофильмы сняты в прошлом? А в современном мире их почти нет?
Согласен, после фильма «Ты не сирота» Шухрата Аббасова, сложно было снять что-то лучше. Знаете, раньше и жесткие рамки, за которые нельзя было выходить, и тем не менее, в прокате шли очень
хорошо сделанные работы (долгая пауза)... Мне сложно ответить на этот вопрос...
По-другому спрошу. Вы видели фильм «Максад»?
Нет, но видел рекламу, где буквы светятся на баннере.
Очень много людей пошли на этот фильм из-за рекламы. И были разочарованы – были обмануты их ожидания в каком-то роде.
Возможно, но понимаете, наши фильмы мы иногда зря критикуем. У них очень много поклонников. Я знаю, например, что не только у нас в стране, но и за границей – в Кыргызстане очень любят наше кино и часто мне говорили об этом. Вполне возможно, что перед продюсерами стоят разные задачи. Чаще перед ними стоит вопрос о том, чтобы собрать кассу и отбить расходы.
Ваше кино сложно окупить.
Невозможно. Никогда оно не окупится. Надо выбрать – либо одно, либо другое.
Вы были на многих фестивалях, видели много фильмов других режиссеров. С точки зрения философии, не актерской игры или операторской, а именно мысли – мы на одном уровне с другими?
Да, они снимают по-другому. И думают по-другому. У них ценности другие. Но тем не менее, например, мои фильмы и картины моих друзей побеждают ведь на фестивалях. Значит, наше кино либо на одном уровне с ними, либо опережает в каких-то моментах.
Это смелое заявление, не правда ли?
Да, но это зависит от многих факторов. Например, мальчик из корейской глубинки отличается по мышлению от меня. У него другое образование, менталитет и восприятие мира. Но его волнуют те же вопросы, что и меня. Понимаете? Я нахожу общий язык через кино.
Что поменяется в Вашей жизни после побед на фестивалях? Вы можете позвонить в «Узбеккино» и сказать: «У меня есть идея для фильма, дайте мне денег»? И они Вам дадут их?
Я так не делал, если честно. Но сейчас идет разговор о начале работы над полнометражным фильмом.
Какая там сюжетная арка?
Не знаю, стоит ли?
А Вы попробуйте рассказать – интересно очень.
(Смеется) Хорошо. Старик и бабушка живут вместе. Бабушка болеет, и старик хочет исполнить желания своей жены, которые не были реализованы во время ее жизни до этого.
Сколько там желаний?
10, я точно знаю.
Назовите хоть одно.
Например, он ни разу ее не водил в театр.
И куда она пойдет?
Никуда не пойдет, но театр она увидит.
А второе желание?
Она ни разу не танцевала вальс.
Интересная тема. Как Вы думаете, почему ее желания не были исполнены в молодости? Возможно, это более глобальная проблема? Многие люди живут в своем мире и не стараются из него вырваться. Например, Вы родились в Сурхандарье, а сейчас вернулись из Гонконга с призом. А многие из тех, кто с Вами рос – остались там. Почему некоторые двигаются вперед, а другие стоят на месте?
Сложно сказать. На многие вопросы у меня нет ответов. За других я ответить не могу, только за себя.
А кто Вас заставляет двигаться вперед?
Нас пятеро детей у матери. Отца не стало, когда мне было 12 лет. В семье никто не работал. И я с
детства знал, что нужно учиться и получить высшее образование. Несмотря на то, что я четыре раза не мог пройти отборочные экзамены и конкурс в университет, с пятого раза получилось. Семья оплачивала мне контракт каждый год – 7,8,9 млн. сумов за обучение. И у меня нет никакой возможности быть обычным человеком, я должен постоянно двигаться. В меня верили в семье, и я должен оправдать доверие.
Мама гордится Вами сейчас?
Конечно. А я всегда говорю, что все что я делаю – для матери.
Что она сказала на Ваш фильм «Чай»?
Сказала, что я замучил старика там (главного героя - прим. ред.)
Считаете ли себя молодым для режиссера?
Нет. Думаю, что я даже опаздываю. Например, Ёлкин Туйчиев снял свой первый фильм в 25 лет и поехал с ним на Московский Кинофестиваль.
Он же еще Ваш учитель. Какой главный совет он Вам дал?
«Всегда знай, чего ты хочешь».
И чего Вы хотите?
Снимать кино. И больше ничего.
Ёлкин написал спектакль и поставил его у Баходыра Юлдашева в театре «Дийдор». Вместительность театра – в районе 25 человек. То есть, аудитория очень маленькая. Ваш фильм «Чай» тоже посмотрело относительно небольшое количество людей. Вас это расстраивает?
Нет, ни в коем случае.
А если новый полнометражный фильм тоже будет смотреть мало людей?
Понимаете, я снимаю кино, чтобы выразить себя, чтобы «вытащить» изнутри то, что у меня болит.
А если зрители не пойдут?
Зритель всегда пойдет на то, что сделано от чистого сердца. Понимаете?
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0