1976
10 апреля. Открытие Диско-клуба «Ильхом» в кафе «Художник» Выставочного Зала.
Хроника Прожитых Дискотек: Часть Пятая
«Авиа-Диско»
1976
Ташкентский Диско-клуб участвует на I Межреспубликанском фестивале- конкурсе
дискотек в Риге.
1976
На радио «Голос Америки» выходит программа
«Музыка для танцев» на русском языке.
ЮРИЙ ДМИТРОВ: Инженер-конструктор. Один из создателей и руководитель Диско–клуба «Граммофон» при заводе ТАПОиЧ. Участник и лауреат диско фестивалей в СССР и Узбекистане, Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Активный участник развития дискотечной культуры в
Узбекистане. В дискотечном движении Узбекистана с 1975 по 1995 год. Один из создателей и руководитель одной из первых негосударственных FM–радиостанций в Ташкенте «Сезам». Выпускник Ташкентского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта, работал инженером – конструктором КБ завода ТАПОиЧ. Родился 5 мая 1951 года в Коканде.
«Идея создания возникла в одном из конструкторских отделов ТАПОиЧ. Комсомольской организации отдела за хорошую работу был презентован музыкальный проигрыватель «Вега-101», он и стал тем драйвером. Шел год 1975-й. На этапе зарождения программы носили информационно-познавательный характер. Мы ставили работникам завода «дефицитную» музыку разных стилей – рок, джаз, классика, и рассказывали им об исполнителях, их дискографии и т.д. Как правило, это происходило в обеденный перерыв. Каждый желающий мог принести грампластинку и представить ее слушателям. Основоположниками были Слава Орган, Наташа Двугрошева, Юра Гезенцвей, Алик Штеренгарц, Саша Голубин, я…
Клуб Любителей Музыки ТАПОиЧ. Среди них - Юрий Дмитров,
Юрий Гезенцвей, Арнольд Штеренгарц, Вячеслав Орган и другие.
Завоевав популярность у заводчан, мы поселились в клубе «Восток», на улице А. Навои 16, в полуподвальном помещении бывшего буфета. И стали называться «Клубом Любителей Музыки». Здесь уже наши программы дополнялись видеорядом фотографий исполнителей и ассоциативными сюжетами, световыми эффектами. Программы, как правило, состояли из двух частей, первая это информационно познавательная (зритель сидел), вторая танцевально- развлекательная (аудитория «активно отдыхает»). Моими музыкальными предпочтениями были рок-н-ролл, блюз, рок. Располагал коллекцией виниловых грампластинок. А один из основателей Слава Орган был большим знатоком и любителем джаза. Юра Гезенцвей самозабвенно творил на техническом поприще, Алик Штеренгарц был слайд оператором и главным специалистом в «экономическом департаменте».
1976
Диско-клуб «Ильхом» проводит первый городской диско-вечер в кафе «Дружба» на Сквере.
1977
Весной Клуб Творческой Молодежи «Ильхом» получает прописку в Доме Молодежи «Шодлик» (нынешний театр «Ильхом»).
«Первая программа «Кружатся диски» о творчестве композитора Д. Тухманова состоялась 1 октября 1977 г. – эта дата и считается днем рождения Диско-клуба «Граммофон».
С этого дня команда диско- клуба проводит диско- вечера на сцене родного клуба «Восток», в Доме Знаний, в общежитиях авиазавода, в институтах Ташкента – за что награждается различными дипломами. В декабре 1978 года Диско-клуб «Граммофон» участвует во Всесоюзном Слете Диско-клубов в городе Асбест (Свердловская обл. РФ) на котором занимает второе место с программой «Кислород Земля Людей» по мотивам альбома Oxygen Жана-Мишеля Жарра.
Шараф Рашидов, первый секретарь ЦК КП Узбекистана и Виктор Сивец,
гендиректор ТАПОиЧ открывают Дом Культуры ДК Авиастроителей.
К 1980-му году в Городке Авиастроителей завершается строительство Дворца культуры и техники авиастроителей, в котором Диско- клуб «Граммофон» получает венгерское оборудование для дискотек, помещения для репетиций и, конечно же, площадку для проведения мероприятий. В команду «Граммофона» вливаются новые люди, которые оставят след не только в истории клуба, но и в культуре Узбекистана: известные фотографы Александр Шишов, Умар Курбанов, основатель «Театра движения Лик» Лилия Севастьянова и один из основателей диско-движения страны Сергей Коваленко.
1977
Стив Рубелл и Ян Шрагер открывают легендарный ночной клуб Studio 54 в Нью-Йорке.
1977
Телепередача «Мелодии и Ритмы Зарубежной Эстрады» появляется на советском ТВ.
1977
При Текстильном Институте
открывается Диско-клуб «Оптимист».
1977
На экраны выходит Saturday Night Fever (Лихорадка Субботнего Вечера) - культовый фильм эпохи диско.
УМАР КУРБАНОВ: Известный фоторепортер. Участник Диско-клуба «Граммофон» с 1980 года по 1992 год, принимал активное участие во всех известных проектах диско- клуба, участник и лауреат многих международных, всесоюзных, республиканских и городских фестивалей и конкурсов в составе Диско-клуба «Граммофон». Выпускник Ташкентского Политехнического Института. Родился в 1957 году.
«В декабре 79-го года я пришел на завод молодым специалистом, после окончания «политеха», в отдел программирования станков и чипов. Мне предложили участвовать в диско- клубе, который зародился за пару лет до моего появления на заводе. В 80-м году должны были открыть диско-клуб во Дворце Авиастроителей, а ребята летом поехали в Москву выступать в культурной программе московской Олимпиады. После приезда меня познакомили с Дмитровым, который предложил мне заняться технической частью диско-клуба. Я включился в работу, работал днями и ночами. Все ребята были энтузиастами, никто не платил за это, это был личный порыв, желание в свободное время. Мы занимались творчеством и в то же время получали удовольствие».
В 1980 году «Граммофон» создает тематическую программу «Песнь о Востоке» с которой выступает на предолимпийской неделе в Москве в рамках культурных мероприятий Олимпиады-80. С открытием дворца в клуб приходят новые участники. Одним из них был Александр Шишов, актер театральной студии и ведущий дискотек завода «Ташсельмаш».
АЛЕКСАНДР ШИШОВ: Известный фотохудожник. Участник Диско-клуба «Граммофон» с 1980 года по 1992 год, принимал активное участие во всех известных проектах диско-клуба, участник и лауреат многих международных, всесоюзных, республиканских и городских фестивалей и конкурсов в составе Диско-клуба
«Граммофон», автор и постановщик известного проекта «Стена» и других популярных программ диско-клуба. Окончил Ташкентский Политехнический Институт, родился в 1957 году.
«В конце 70-х, играя в театральной студии завода, мы с товарищами создали дискотеку. В начале это были просто танцы посетителей и несколько постановочных номеров. Я был и ведущим и одним из авторов сценария вечеров. Как-то товарищи позвали меня в диско-клуб во Дворце Авиастроителей. Мы познакомились с ребятами из «Граммофона», у них было все очень круто. Наши встречи стали регулярными, и я в какой-то день сказал, что хочу участвовать в постановках. Так я влился в команду «Граммофона». Это был 1981 год».
1979
Диско-клуб «Ильхом» прекращает существование.
Образуется клуб «Оникс»
1979
Организовывается Диско-клуб «Прогресс» на ташкентском заводе «Узбекхлопкомаш». Лето.
1979
В Доме молодежи ЦК ЛКСМ Узбекистана
открывается дискотека.
«Стена»
Диско-клуб «Граммофон» в ДК Авиастроителей: Юрий Дмитров (верхний ряд в центре), Александр Шишов (в центре фото), в нижнем ряду: Андрей Мартынов, Сергей Коваленко, Рифат Сулейманов, Ануш Батыгина, Юрий Гезенцвей, Арнольд Штеренгарц.
СЕРГЕЙ КОВАЛЕНКО: Один из основателей дискотечного движения СССР, один из создателей и руководитель первой дискотеки «Ильхом» в Ташкенте, один из руководителей Диско–клуба «Граммофон». Президент Ташкентского городского совета дискотек. Участник первых диско – фестивалей в СССР и Узбекистане. Активный участник развития
дискотечной культуры в СССР. В дискотечном движении Узбекистана с 1976 по 1991 год. Выпускник Ташкентского Политехнического Института, был ведущим инженером – конструктором Института Ионно–плазменных и Лазерных Технологий, работал над проектом «Буран». Родился 7 января 1949 года в Ташкенте.
«Пиком в творческой работе «Граммофона» стала программа «Стена» по одноименному альбому группы Pink Floyd. Это был гармонично сложенный спектакль – синтез музыки, поэзии, хореографии, визуальными эффектами, светомузыкой. Этот спектакль (его трудно назвать диско- программой) пользовался особой популярностью у молодежи Ташкента. Хочу отдать должное автору сценария, режиссеру- постановщику – Александру Шишову, известному мастеру фотографии».
Александр Шишов: «Автором был я. В «Граммофон» запись «Стены» попала первой. Мы устроили коллективное прослушивание. Собрались все. Я был поражен – настолько цельного произведения я никогда не слышал. Я «заболел» этой музыкой после первого прослушивания.
Я предложил поставить «Стену», хоть это было сложно. У Pink Floyd тексты очень сложные и ты не понимаешь вообще о чем речь. Было очень трудно, потому что сначала текста вообще не было, «снимали» с магнитоленты. Затем нужен был перевод. Было несколько переводчиков и каждый переводил так, как он слышал и понимал, а потом я уже все суммировал и подгонял под мое режиссерское восприятие.
Так было правильно. Никому не нравился мой перевод. Было очень много текстов, были буквальные переводы. Некоторые вписывались. Я переводил по смыслу. Было трудно перевести суть. Там много аллегорий, не всегда их можно было понять.
Под шелест холодной мглы Бредут обратной стороной стены те, Кто действительно любит вас Ночью и днем они в тяжкой работе, Бьются сердцами в толстые стены, Звук того боя стоит над вселенной Эхом, не знающим успокоения.
Эти стихи к постановке написал я сам. Это звучало уже на первом выступлении».
1980
VI Ташкентский Кинофестиваль Стран Азии,
Африки и Латинской Америки.
1981
Группа «Оригинал» записывает первую узбекскую диско-композицию «Сен Кайдан Биласан».
«Были сомнения сможем ли мы поставить спектакль, чтобы показывать людям. Началась работа. Сценарий писал Шишов. Дмитров, Гезенцвей и Коваленко помогали с текстами песен альбома. Работа кипела где-то год, мы занимались воплощением этой идеи. Нужно было добиться синхронности. Для этого собрали наушники с микрофоном, и мы создали свою связь.
Во дворце была большая сцена, было оборудование, софиты, подъемники, сцена вращалась. Благодаря авиационному заводу у нас все получилось. В конце концов был первый прогон этой программы. Он показал все минусы и плюсы. В спектакле под музыку Pink Floyd актер читал текст, на слайдах демонстрировался видеоряд, и все это дополнялось хореографическим действом». Умар Курбанов.
Александр Шишов: «Слайды видеоряда я снимал столько же сколько писал сценарий. Мы нашли фото с демонстраций, человека в армейской каске в каком-то западном журнале. Я попросил одну девушку попозировать в белой майке. Я ее снял и это вошло в спектакль. Использовали специально отснятые силуэты.
Полгода ушло на изготовление слайдов, всего их было 18. Пользовался фотоаппаратом «Старт». Очень ненадежная камера, но она была удобна тем, что можно ее ставить и снимать».
«Чтобы придумать это ушло полгода, а чтобы доработать – еще год. В течение времени некоторые вещи менялись, люди тоже. Человек 30 участвовало в нашем диско-спектакле».
Умар Курбанов: «В апреле 1982 года состоялась премьера программы «Стена». На премьере было много народу, был полный зал. Театральные критики нам высказали кучу минусов, и мы стали дорабатывать. Осенью того же года была вторая премьера. На третий спектакль пригласили Марка Вайля. Это был первый в Узбекистане рок-мюзикл. Даже критики, которые до этого были недовольны, сказали, что мы отлично все исправили».
1982
Диско-клуб «Граммофон» представил диско-спектакль «Стена».
«В этом же году пришел человек, без которого этот спектакль, возможно, не состоялся бы – Лилия Севастьянова. На тот момент молодой хореограф сразу взялась за идею, решила поставить танцы и набрать людей».
ЛИЛИЯ СЕВАСТЬЯНОВА: Основатель и руководитель «Театра движения Лик».
Участник Диско-клуба «Граммофон», хореограф и постановщик танцев и пластики в проекте «Стена» и других проектах диско-клуба с 1982 года. С 1982 года по настоящее время основатель и художественный руководитель «Театра движения Лик», с 2003
года театр, ставший инклюзивным, объединил профессиональных танцовщиков, юных студийцев и молодых людей с различными физическими, умственными и психическими особенностями. Выпускница Ташкентского Государственного Института Культуры. Родилась в 1959 году в Ферганской области.
«В феврале 1982 г. после окончания института культуры мне нужно было найти работу, и я решила пойти в ДК Авиастроителей, который был тогда на слуху, как новый, большой дворец с активной деятельностью. Зам. директора сказала, что все места руководителей кружков уже заняты. Я развернулась, чтобы уйти, и именно в этот момент в приемную вошел худрук дворца и, спросив, кто я, сказал, что Диско-клуб «Граммофон», при котором есть небольшая танцевальная группа, ищет хореографа на полставки. Тут же он познакомил меня с руководством «Граммофона». Поговорив, мы поняли, что подходим друг другу, поскольку искали что-то новое, каждый в своем направлении. Диско клуб оказался, своего рода экспериментальной площадкой, которая объединила поиски в области светомузыки, изобразительного ряда, текста, хореографии. Что касается меня – при всем уважении к классическому и фольклорному танцу – мне хотелось найти свой танцевальный язык, который был бы понятен и интересен современным людям, смог бы выразить то, что волнует меня, моих исполнителей и наших зрителей. Я начала осуществлять эту идею еще в институте, в учебных постановках. А в «Граммофоне» представилась возможность продолжить поиски такого актуального хореографического языка. И «Стену», и даже маленькие композиции, которые мы показывали на дискотеках, я старалась делать как спектакли, чтобы в них был смысл, важное содержание, чтобы в танце работало не столько тело, сколько душа.
Танец диско-спектакля «Стена».
Талантливая музыка Pink Floyd была созвучна настроению ищущей молодежи того времени. Мне как хореографу было очень интересно работать с этой музыкой. Ее непримитивный ритм и глубокая мелодичность позволяли «выговориться» в танце о душевных переживаниях молодого человека: сомнениях, огорчениях, радостях, устремлениях, поисках своего места в жизни. Мне кажется, нам удалось не танцевать под музыку, а слиться с музыкой, и в целом, с темой этого произведения. Работали все участники данного проекта дружно, сплоченно, на подъеме. Представляли «Стену» не в диско-зале, а на большой сцене в зрительном зале. По этому параметру, а также по художественным результатам я бы отнесла данную программу больше к жанру театрального спектакля, чем просто к диско-клубному эксперименту».
Лилия Севастьянова, проработав хореографом в Диско- клубе «Граммофон» и руководителем секции танцев во Дворце Авиастроителей, в 1992 году стала балетмейстером Ташкентского русского драматического театра им. Горького. В нем же она создала один из первых инклюзивных театров – «Театр движения Лик», который вот уже 17 лет, объединяя молодых людей с разными физическими и умственными формами инвалидности, их обычных сверстников и профессиональных актеров, «выросших» в коллективе, ставит постановки и выступает по всему миру.
Лилия Севастьянова: «Об Ольге Останиной и Виктории Гордиенко, которые в нашем театре с первого дня существования и участвовали во всех совместных программах с «Граммофоном» необходимо сказать персонально. Ольга и Виктория хореографы и педагоги, Ольга в театральном институте, Виктория в детском доме для детей с умственными отклонениями.
Но они остаются незаменимыми актерами «Театра движения Лик» - театра-победителя многих международных фестивалей и социокультурных проектов, где достойно представляет «особое» искусство Узбекистана».
Александр Шишов: «Я сидел с микрофоном и вел спектакль, это некому было делать. У нас были рации, с помощью них я контролировал исполнителей. Все исполнители были в наушниках. На репетиции ушло все время до спектакля.
«Стену» показывали несколько раз в самом Дворце и в усеченном виде на других площадках, например в ТашГУ (Ташкентский государственный университет - прим. ред). Слишком технически сложным был спектакль, его реализовать можно было только во
Дворце Авиастроителей».
Лилия Севостьянова и Александр Шишов на репетиции «Стены».
1983 Основание Диско-клуба «Лидер» ДК Ровесник. |
1984 Городской Конкурс Дискотек. Ташкент. |
1987
Первый Фестиваль по Брейк-дэнсу спорткомплекс
«Ёшлик». Апрель.
В 1984 году на Ташкентском городском конкурсе дискотек в доме культуры комбината «Ташкентвино» соперничают самые сильные диско-клубы города с лучшими программами: «Граммофон» со спектаклем «Стена», «Оникс» с «Городом», дискотека «Прометей» ТашГУ и молодая команда Диско-клуб «Лидер» с программой «Космос». Первое место досталось авиастроителям, второе место «университетским», а третье место – «Лидеру».
Александр Шишов: «После первого показа «Стены» почувствовал полное опустошение, ничего не хотелось, заперся дома и на звонки не отвечал два или три дня».
Умар Курбанов: «Мы использовали театральные удлинители и софиты. Я давал цвета и отключал- включал софиты. В какой-то момент во время спектакля беру соединитель и меня бьет током. Я снова пробую и опять бьет током. Пересилил себя, взял шнур и воткнул. Спектакль чуть не сорвался».
Благодаря уровню программ и оснащения, а также возможностям авиазавода, Диско-клуб «Граммофон» 30 дней устраивал дискотеки в парке Горького в Москве в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1985 года, в 1988 году в Ленинграде с группой «Ялла» давали представления на Неделе творческой молодежи Узбекистана.
Помимо «Кислорода» и «Стены» клуб создал шесть крупных постановок на большой сцене. Среди них программы к 2000-летию Ташкента и «Попытка к Бегству» по братьям Стругацким в постановке В. Бушлера.
Лилия Севостьянова (вторая в верхнем ряду) и Умар Курбанов (в центре) с
танцорами Диско-клуба «Граммофон».
История Диско-клуба «Граммофон» заканчивается в 1991 году с эпохой распада СССР. Многие из основателей разъехались: Юрий Дмитров живет в России, Юрий Гезенцвей в США, Арнольд Штеренгарц в Германии. Вальдемар Дзенис, проживавший в Москве, ушел из жизни в прошлом году, успев оставить нам свои воспоминания.
Новый год в ДК Авиастроителей. Во втором ряду второй
слева Вольдемар Дзенис.
ВОЛЬДЕМАР ДЗЕНИС: Участник Диско-клуба «Граммофон» с 1982 года, был автором и ведущим развлекательных программ, принимал активное участие во всех известных проектах диско-клуба, участник и лауреат многих международных, всесоюзных, республиканских и городских фестивалей и конкурсов в составе Диско-клуба
«Граммофон». Был военным инженером в ВВС России. Окончил Харьковский авиационный институт. Родился в 1956 году, скончался 16 июля 2019 года в Москве.
«Я попал в клуб случайно. Прогуливался в районе Дворца Авиастроителей и увидел афишу. Диско-клуб «Граммофон» приглашал всех желающих на премьерный показ новой работы. Спектакль по мотивам альбома The Wall рок-группы Pink Floyd. Долго я не раздумывал. Недавно получил направление на ТАПОиЧ после окончания Харьковского Авиационного Института (ХАИ) и двухлетней службы в ВВС. Друзей в Ташкенте у меня не было и куда деть себя вечерами после работы я не представлял.
И так, я на спектакле. В прекрасном большом зале Дворца Авиастроителей. Спектакль впечатлил. Сама по себе музыка не оставит равнодушным, а тут был симбиоз музыки, танца и отлично подобранных слайдов. По окончании руководитель клуба предложил присутствующим задержаться для обсуждения увиденного. Остался я и поделился с участниками коллектива мнением. После чего получил приглашение на следующую репетицию, которая проходила непосредственно в помещениях диско клуба.
На месте застал рабочую обстановку: несколько магнитофонов крутили бобины с лентой, пахло припоем, всюду диски, фото, плакаты и занятые конкретными делами молодые парни. Руководитель Юрий Дмитров созвал совет клуба, где меня с пристрастием расспросили о моих увлечениях и прошедшем жизненном пути. В целом мы дышали одним воздухом. Мне предложили попробовать себя в роли ведущего, тем более что буквально на днях планировался визит Олимпийской сборной СССР по плаванию, которой в культурную программу включили дискотеку в Диско-клубе «Граммофон». Мне предстояло сформировать музыкальную программу и сопроводить каждую композицию веселым остроумным комментарием.
С задачей справился, получил одобрение руководства клуба и программу провел. Так и повелось отныне в моей жизни: пятница и суббота – вел танцевальные программы, остальные вечера пропадал в клубе с целью подготовки новых музыкальных программ, написания сценариев, обсуждения с членами клуба будущих дел. Да и вообще, затянуло! В клубе окончательно приняли меня как своего, мне торжественно вручили клубный значок. Он и сейчас хранится у меня. Каждый в «Граммофоне» представлял собой яркую творческую личность в своем секторе ответственности. Но была и взаимозаменяемость.
Была техническая группа под руководством технического директора клуба Юрия Гезенцвея, который мог не только сам взять ножовку и дрель, но и заниматься печатью слайдов, решением организационных вопросов. Руководитель клуба Юрий Дмитров, кроме общего руководства, также вел танцевальные и тематические программы, замполит клуба Сергей Коваленко активно участвовал в творческом процессе, как и Алик Штеренгарц, Александр Шишов, Умар Курбанов, Андрей Мартынов, Рифат Сулейманов, Александр Зейфман, Владимир Бражников и многие другие».
В конце 70-х диско-клубы, как «направление культурного досуга молодежи», стали обыденным явлением в домах культуры крупных предприятий и вузов. Отдельным видом развлечения и «бизнеса» дискотекам суждено стать в 80-х годах.
...Травма ноги закрыла дорогу в балет выпускнику хореографического училища, но любовь к музыке и танцам уготовит Ильдару иную славу. В 1979 году на заводе «Узбекхлопкомаш» создается свой Диско-клуб «Прогресс». С этого момента начинается история одного из ярчайших организаторов дискотек.
В этом же году сын партийного босса, тайком игравший на гитаре в ресторанах города Карши, переезжает в Ташкент чтобы стать участником группы «Ялла». Через год Даврон создает первую узбекоязычнуюрок-группу «Оригинал». Но сначала он создаст первую диско-композицию узбекской музыки.
Читайте в следующем номере о дискотеках начала 80-х и ее героях.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0