MYDAY STORIES: НАЗАРОВ
Мурад Назаров и Салима Cалихова поговорили о сбывающейся мечте, о встрече с Президентом, о сложностях в проекте NRG, о будущих жителях Nest One, о сносах в городе, о родителях, детях и многом другом.
Игорь Колесников о том, почему случился инцидент с никотиновыми подушечками (01:36), история о том, как негативный российский кейс с «пэками» повлиял на Узбекистан (03:35), как инцидент повлиял на компанию (07:30), что такое «British American Tobacco»? (12:16), престижно ли работать сейчас в BAT? (15:24), сколько зарабатывают сотрудники BAT (19:53), BAT UZ- «Проблемный ребенок» международного конгломерата (24:10), как компания развивается во время карантина (35:39)
Никотиновые пэки, которые появились у нас на рынке в прошлом году навели много шума в столице. Что на самом деле случилось?
Примерно два года назад Группа «БАТ» открыла для себя новую нишу в потреблении никотина – никпэки. Продукт родом из Швеции, где он и его прародитель (табачный снюс) популярен уже более 60 лет. Никакого дыма, пепла, постороннего запаха. Это своего рода прорыв в потреблении никотина для узбекского рынка, потому что здесь до этого все наши продукты содержали табак.
«БАТ» успешно начала запускать продукт на разных рынках, которые всегда стоят впереди нашего эшелона: в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Дании, Чехии и других стран, в число которых вошел и Узбекистан.
Сегодня продукт популярен во многих странах, потому что это менее вредный продукт для здоровья по сравнению с традиционными табачными изделиями.
Известно, что основной вред здоровью приносит горение табака, а в никотиновых пэках процесс горения отсутствует. В нем нет и табака, который содержит опасные канцерогены – нитрозамины. Когда мы запускали продукт в Узбекистане, наша задача была предложить альтернативу потребителю, чтобы он мог выбирать между традиционным продуктом и менее вредным, не содержащим табака.
Что произошло? В России поднялся большой шум, связанный с медийным освещением продажи некачественных не табачных никотиновых пэков российских производителей. Такие продукты содержали огромные дозы никотина. Порой его уровень достигал 240 мг в одном пэке, в то время как в продукции группы «БАТ» максимальный порог составляет 16 мг на 1 грамм продукции. Согласно проведенным исследованиям, 15-20 мг никотина в одном пакетике примерно соответствуют 1 сигарете с 0.8-1 мг содержания никотина в ее дыме. Это полностью укладывается в аналогичные требования Директивы ЕС по регулированию табачной продукции применительно к порогу никотина в жидкостях для электронных сигарет (20 мг на 1 миллилитр) и национальных технических стандартов скандинавских стран в отношении концентрации никотина в 1 грамме табачного снюса (30 мг на 1 грамм продукта).
Безответственный маркетинг, ориентирование продуктов на детей, в том числе создание сладостей с никотином, и предельные его дозировки не только привели к нескольким случаям острой интоксикации среди подростков – тех, к кому данный продукт не должен был попасть в принципе – но и спровоцировали крайне негативную реакцию общественности.
Дело в том, что в России в тот момент отсутствовала законодательная база, регулирующая эти новые виды продукции, а желающих ее производить и продавать без оглядки на состав и последствия нашлось немало. На разработку и принятие законодательства уходит от нескольких месяцев до года и более. Еще какое-то время требуется на обеспечение законопослушного отношения и исполнения бизнесом новых требований. Очевидно, под давлением эмоционально-негативного информационного фона и не желая откладывать решение вопроса «в долгий ящик», госрегуляторы пошли по самому быстрому и радикальному пути - запрета категории.
Это решение вызвало большую волну недоумения у средств массовой информации. Выходили заголовки типа «зачем Минздрав запретил самую безопасную альтернативу сигаретам» и «почему оставил совершеннолетних потребителей без возможности переключиться на менее вредные продукты?». Представляется, что в обозримом будущем оно будет переосмыслено и пересмотрено, в т.ч. на базе опыта абсолютного большинства других стран мира, где ведется работа не над запретами, а скорейшим введением гос.регулирования.
Волны этого кризиса дошли и до нас, но здесь не встретили такого отклика, т.к. в Узбекистане, к счастью, не было и нет недобросовестных производителей подобной продукции, живущих одним днем и не задумывающихся о последствиях.
Еще в конце 2019 года регулирующими органами было принято решение запретить рекламу никотиносодержащих продуктов, куда попали наши никотиновые пэки. Хотя в самом начале своего выхода на местный рынок бестабачная никотиновая продукция, как и во многих странах мира, классифицировалась как «Прочие химические продукты» и формально не относилась к табачной, мы согласились и оперативно выполнили предписание Антимонопольного комитета.
Принципиально важно то, что с момента выхода продукта на узбекский рынок мы проводили широкую информационную кампанию среди предприятий розничной торговли и сферы услуг о том, что продукт предназначен исключительно для совершеннолетних потребителей.
Нам пришлось полностью изменить маркетинговую политику в связи с запретом рекламы. Стало значительно меньше возможностей как-то коммуницировать с потребителем. С другой стороны, сам продукт на рынке присутствует, на него введен акциз, и после недавнего уточнения его принадлежности к табачной продукции и ее заменителям есть четкие правила - что можно делать, а что нельзя.
В чем отличия инновационных продуктов от традиционного насвая, которые употребляют мужчины нашего региона?
Все современные способы потребления никотина объединяет одно – цель потенциально снизить риск для здоровья. Сначала появились электронные сигареты и вэйпы, работающие на жидкостях, далее появились различные системы нагревания табака, где прессованный табак не поджигается как при обычном курении сигареты. Венцом же инноваций, являются никпэки, где как я уже говорил, отсутствует процесс горения, но и более того, там даже нет табака.
Является ли насвай также продуктом с потенциально сниженным риском? Мы до сих пор не знаем до конца, какой в нем уровень никотина, но подозреваю, что он очень высокий, т.к. делается он из домашнего мохорочного табака, в котором уровень никотина зашкаливает.
При ужесточении рынка табачки – сколько государство теряет денег в год?
Важно какие цели преследуются при ужесточении. Узбекистан – страна, где и так небольшой процент курильщиков – всего 11-12%, это намного ниже среднего по миру. Потребление тоже в два раза меньше, чем в мире. Ежегодно узбекский рынок потребления табачной продукции сокращается примерно на 1,5-2%. При снижении потребления на каждый 1% – государство теряет порядка 25 миллиардов сумов. Опыт других стран показывает, что непродуманная политика ужесточения индустрии, быстрое увеличение налогов и акциза, влечет сокращение легального рынка, и это освобождает место нелегальной продукции, что очень плохо для государства и потребителей.
Какой средний возраст ваших сотрудников?
У нас достаточно молодой состав, средний возраст составляет примерно 35 лет.
Чем BAT привлекает продвинутую молодежь?
Раньше одним из главных вопросов у нас на интервью была зарплата. Теперь среди молодых специалистов или выпускников ВУЗов практически каждый говорит, что хочет развиваться. Это очень радует, когда люди хотят чего-то большего от работы, а не только зарплату в конце месяца.
Именно это мы и предлагаем в нашей программе Global Graduate, которая длится полтора года, в течение которых выпускники ВУЗов проходят стажировку в разных отделах выбранной ими сферы (маркетинг, финансы, HR, производство). После успешного завершения программы молодые специалисты получают должность младшего менеджера и уже начинают отвечать за определенный участок выбранной специальности.
Я могу рассказать о награде Top Employer, которую мы получаем уже второй раз. Мы очень гордимся этим званием потому, что это международная премия. В 2019 году мы стали первой компанией из Узбекистана, которая получила эту европейскую награду. В этом году мы снова подтвердили свой статус.
Что это значит для кандидатов – мы готовы развивать, открывать новые перспективы и достойно оплачивать труд сотрудников. И это не пустые слова.
Люди, с каким образованием интересны компании? Как попасть к вам на работу?
Абсолютно с разным образованием. Компания большая, и у нас много направлений, начиная от фермеров и агрономов, инженеров, бренд-маркетинга, трейд-маркетинга и многих других профессий. На сайте bat.uz можно подать заявление и прислать резюме.
Компания БАТ Узбекистан ведет социальную активность?
Да, у нас много проектов в самаркандской области, где расположены наши две фабрики. Это и поддержка фермеров, и обеспечение питьевой водой, благоустройство поселков и не только. В этом году мы не смогли остаться в стороне в связи с пандемией, занимались покупкой оборудования и медикаментов для населения.
Интервью наших героев также можно слушать и в подкаст-версии на популярных сервисах Яндекс Музыка и Apple Podcasts или сразу на сайте:
Слушайте в Apple Podcasts
MYDAY STORIES: НАЗАРОВ
Мурад Назаров и Салима Cалихова поговорили о сбывающейся мечте, о встрече с Президентом, о сложностях в проекте NRG, о будущих жителях Nest One, о сносах в городе, о родителях, детях и многом другом.
Абдурашид Иминов, ресторатор и основатель G’osht Group, который рассказал о том, что будет с ресторанным бизнесом после пандемии, почему он не ходит больше в клубы, о сотрудничестве с Тимати и многом другом.
Партнером проекта MYDAY STORIES стал первый небоскреб Узбекистана - NestOne. Уникальное архитектурное решение, ансамбль из апартаментов, отеля, шопинг-мола, бизнес-центра и множества развлекательных и рекреационных сервисов станет еще одной визитной карточкой Ташкента.
Комментарии 0