Хроника Прожитых Дискотек: Часть первая
- Привет, Чижик! И ты новый стиль осваиваешь?
- Стараемся не отставать от моды!
Пожалуй, именно Эльер Ишмухамедов 50 лет назад в легендарных «Влюбленных» первым запечатлел зарождение «танцпола» в той сути, которая дошла до сегодняшних дней. 1968 год, Парк Культуры и Отдыха им. М. Горького, на эстраде первая узбекская рок-группа «Киберги», а на танцплощадке ее основатель Владимир Барамыков (Саня). Все танцуют «новый стиль»…
Lets Go Party!
Но современная танцевальная культура и ее герои появились в стране гораздо раньше. И к чести Узбекистана, он всегда был в авангарде – здесь одними из первых в СССР зарождаются джаз-бэнды, эстрадные оркестры, мюзик-холл, рок-группы. И, конечно же, дискотеки. Сергей Коваленко, Сергей Гилёв, Александр Попов, Эльер Ишмухамедов, София Вишневская, Игорь Иосис, Олег Гоцкозик, Людмила Немировская, Ильдар Талачев (DJ Кумир – именно его рассказ натолкнул нас на этот труд), Рафаэль Еналиев, Михаил Гар, Умар Курбанов, Александр Шишов, Сергей Осинский, Мансур Тошматов, Али-Аскар Фатхулин, Евгений Ширяев, Дилшод Исмаилов (DJ Bill), Владимир Давтян, Вольдемар Дзенис, Евгений Степанов (DJ Scrash), Kuka Mystik, DJ Arthur Davidson, Али Бабаев (DJ Petishka), Абдурашид Иминов (DJ Iminoff), Ильхом Юлчиев (DJ Piligrim), DJ Дэн, Алишер Канаев, DJ Ochil, Кямран Туйчиев (KMRN) – вот далеко неполный список героев нашей хроники. Возможно, часть из этих имен известна только взрослому поколению. Некоторых из них мы знаем как основателей джаз- и эстрадных оркестров, маститых композиторов, писателей, ученых, преподавателей, фотографов и художников. Но все они в юности вложили весомую часть своей души и жизни в то, что мы называем «ТАНЦПОЛ». И почти все они лично расскажут вам свою историю. Из Италии, США, России, Израиля, Швеции, Индии, Тайланда. И лишь немногие со страниц своих мемуаров и воспоминаний очевидцев.
MYDAY начинает публикацию своего трехлетнего исследования – от танцплощадок к дискотекам и до наших дней. В клубах и барах.
1946
В кинотеатре «Искра» первый оркестр
1947
Оркестры появляются в к/т «Родина» и «Молодая Гвардия»
1949
В ДК Железнодорожников создан первый танцевальный ансамбль
1946 год – официальная дата рождения узбекской эстрады. Несколько коллективов филармонии (орган, объединявший музыкантов всех жанров) объединяются в УзГосЭстраду. Но в это же время в Ташкенте происходит явление более важное – как грибы возникают оркестры, играющие в кинотеатрах. Первый из них был создан при кинотеатре «Искра», за которым следуют кинотеатры «Молодая Гвардия» и «Родина» – в котором вскоре собирается уникальный состав музыкантов. Одновременно оркестры создаются в ресторанах, парках культуры и клубах предприятий. В 1949 году появляется первый танцевальный оркестр при Дворце железнодорожников.
При каждом крупном предприятии был собственный клуб, в котором сотрудники занимались бесплатно творчеством и проводили досуг. Практически все дискотеки и диско-клубы зарождались именно в этих клубах.
Так в стране появились постоянно действующие танцевальные площадки, на которых можно было танцевать под модную в то время музыку – джаз.
Музыканты оркестров имели академическое музыкальное образование или огромный опыт выступлений. Такие основатели узбекского джаза и эстрадной школы как В. Коптевский, Д. Соколов, В. Сержантов работали в оркестрах Шанхая.
Трубач оркестра «Родина» А. Францкевич вспоминает: «Очень интересными были наши выступления на танцах, где мы играли современную советскую и зарубежную танцевальную музыку. Многие наши музыканты имели специальное музыкальное образование или учились. Некоторые из них, в совершенстве владея инструментом, начали постигать основы джаза и искусство импровизации». |
На танцполе: свинг, боп Хиты: Sing, Sing, Sing (With the Swing), Оркестр Бенни Гудмена, 1937 In the Mood, Оркестр Глена Миллера, 1939 Take The A Train, Оркестр Дюка Эллингтона, 1941 Chattanooga Choo Choo, Оркестр Глена Миллера, 1941.
1956 Создан первый ансамбль «Юность», Батыр Закиров – солист |
|
К середине 50-х годов прошлого века под джаз-бэнды и оркестры уже танцуют во всех парках и клубах Ташкента, Ферганы, Самарканда, Бухары и Андижана.
В первый эстрадный ансамбль «Юность» при УзГосЭстраде приходит 20-летний студент Ташкентского театрально-художественного института. Поначалу его не хотят принимать из-за туберкулеза. Но голос паренька отметает все сомнения.
1957 год. Ансамбль «Юность» выступает на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, и ее солист исполняет арабскую композицию «О, цветок грез моих». На следующий день Батыр Закиров просыпается знаменитым на весь Советский Союз, а его «Арабское Танго» становится эталоном узбекской эстрады.
На следующий год решено организовать Эстрадный оркестр Узбекистана, и он создается на базе оркестра кинотеатра «Родина» и ансамбля «Юность». Это «золотая эпоха» эстрады и танцевальной музыки: у руля оркестра Батыр Закиров в свои 22 года, за дирижерским пультом Александр Двоскин, у инструментов профессиональные джазмены.
На танцполе: рокабилли, буги-вуги Хиты: Rock Around The Clock, Билл Хейли и «Кометы», 1955 Tutti-Frutti, Литтл Ричард, 1956 Jailhouse Rock, Элвис Пресли, 1957 La Bamba, Ричи Валенс, 1958 Mack The Knife, Бобби Дарин, 1959.
«Музыкантов джазовых, как это ни странно, всегда было очень много, и они были очень хороши. Почти все выпускники консерваторий, и все прошли профессиональную выучку. Там не было самоучек. Если в середине 60-х в ВИА приходили не то чтобы «неучи» – скорее энтузиасты, и говорили: «у битлов никаких консерваторий нет и нормально! И мы умеем, сейчас мы вам «сбацаем», что хотите» – то в джазе такого не было никогда. Там всегда был профессиональный уровень», вспоминает София Вишневская.
|
София Вишневская (1945) – журналист, музыковед, работала на узбекском радио в 1969-1999 годы. Автор 10 документальных фильмов и книги «Антре. История одной коллекции».
1960
Первые «ремиксы». Создаются танцевальные обработки для диксиленда «Наманганских яблок», «Киз бола» и других
1961
В парке ОДО оркестр Е. Живаева собирает на танцах до 2 тыс человек
1962
17-летний Анатолий Кролл дирижирует Эстрадным Оркестром Узбекистана. Выпускаются танцевальные винилы
Но это и начало «развода» – эстрадные коллективы, как и положено им, начинают исполнять шлягерную и коммерческую музыку. Все меньше остается места для импровизаций, поиска и новых идей.
В начале 60-х годов эстрада и джаз окончательно расходятся, и их дальнейшее развитие происходит независимо друг от друга.
Джаз «уходит» в парки и рестораны.
«Свои музыкальные идеи джазовые исполнители могли реализовать на праздничных вечерах и танцплощадках города, где начинающим джазменам разрешалось поиграть во время антрактов. Излюбленным местом для подобного музицирования была танцплощадка ОДО (Окружной Дом офицеров), которая вмещала в летнее время до двух тысяч человек. У музыкантов была уже своя публика, которая приходила не столько потанцевать, сколько послушать джаз» – Сергей Гилёв, основатель Ташкентского Джаз-клуба. |
Сергей Гилёв (1944-2001) – основатель Ташкентского Джаз-клуба, создатель одной из первых в СССР джаз-рок групп «Интер», педагог, автор книг об истории узбекского джаза «Беседы о Джазе».
Руководил танцевальным оркестром ОДО 23-летний Евгений Живаев.
В 1962 году происходит событие планетарного масштаба – «железный занавес коммунизма» пробивает биг-бэнд Бенни Гудмена, за месяц гастролей по СССР давший 32 концерта в Москве, Сочи, Тбилиси, Ленинграде, Киеве и Ташкенте.
Сами концерты прошли довольно скромно из-за тотального контроля властей, но в первый день в ресторане «Шарк» проводится джем-сейшн с участием американцев и наших музыкантов.
Представьте, что сегодня с мастер-классом к нашим диджеям приедет Пол ван Дайк и захватит с собой Тиёсто.
1962
Биг-бэнд Бенни Гудмана в Ташкенте. Первый джем-сейшн
1963
На Сквере открывается кафе «Дружба» с ансамблем для танцев
«В Ташкенте один альтист вручил Филу Вудсу свой инструмент и попросил его высказать замечания. Фил попробовал, затруднился вообще извлечь из него звук, передал его обратно и крепко пожал музыканту руку. – Примите мои поздравления, – сказал он. – Не представляю, как вам это удается» Билл Кроу, контрабасист биг-бенда Бенни Гудмана |
Билл Кроу (1927) – известный джаз-басист, игравший в оркестрах Джерри Маллигэна, Стэна Гетца, Бенни Гудмена. Написал книгу «В Россию без любви» о турне в СССР в 1962 году.
В 1963 году с открытием первого молодежного кафе «Дружба» на Сквере начинаются танцы. Вскоре, через дорогу, в парке Горького (на месте нынешнего здания МИДа) начинаются регулярные танцевальные вечера перед эстрадой, на которой выступали разные коллективы, устраивали совместные концерты.
В 1964 году организован еще один эстрадный оркестр – ГосТелеРадио Узбекистана. В него переходит практически весть состав оркестра ОДО. Руководить новым коллективом приглашен Евгений Живаев. Ему на тот момент 27 лет.
В 1965 году при Консерватории образовался джаз-квинтет, который администрация парка «подписывает» на весь летний сезон. В составе коллектива Сергей Гилёв – джазмен, который имел непосредственное отношение к возникновению первого диско-клуба и театра «Ильхом». Но до этого есть еще долгих 10 лет.
Апрель 1966-го. Землетрясение, ставшее трагедией для страны, стало импульсом для нового витка в музыке. На помощь Ташкенту со всего бывшего Союза, стран социалистического лагеря (был и такой), и даже некоторых «капиталистических», прибыла молодежь восстанавливать город. И привезли с собой «контрабандную» свежую музыку.
Тысячи ташкентцев жили в палатках (время теплое), и молодежь вечерами и ночами напролет устраивает посиделки под гитару и магнитофон, слушая и распевая “Битлз”, “Роллинг Стоунз”, Рэя Чарльза, Элвиса Пресли.
«Американцы предложили поиграть джем-сейшн, с их стороны в нем приняли участие пианист и вибрафонист Виктор Фельдман, трубач Джо Ньюмен, тромбонист Джимми Неппер, контрабасист Билл Кроу и барабанщик Мел Луис. В этом ресторане в то время играли лучшие джазмены города: Э. Гусаковский и Юрий Живаев (брат Евгения Живаева прим. ред.) на фортепиано, трубач О. Хайдер, отлично владевший исполнительской манерой американского трубача Джо Джонса, лучший саксофонист Узбекистана тех лет Х. Хамидов, отличавшийся мягкой, лиричной манерой игры в духе Стен Гетца и Зут Симса, барабанщики П. Мордухаев и Э. Горожанин, контрабасисты А. Циринский и С. Гилёв, они все приняли участие в джем-сейшене», пишет Сергей Гилёв.
1966
Ташкентское землетрясение
1966
Батыр Закирова выступает в легендарной «Олимпии»
1967
Первая рок-группа «Киберги»
«На одной из таких сходок произошла историческая встреча Владимира Барамыкова и Юрия Батуева. Барамыков уже слегка владел азами «лабёжа», серьезно болел «битлами» и репетировал в школе №60. Батуев (Кардинал) подслушивал по ночам «вражеские голоса» и был без ума от Пресли» – пишет в своей так и недописанной энциклопедии узбекского рока Геннадий «Джаггер» Садовников. |
Геннадий Садовников «Джаггер» (1949- 2001) – один из основателей узбекского рока, автор более 500 песен, трех рок-опер, создатель рок-групп «Синхрон», «Альтаир», «Парадокс» и других. Создатель рок-энциклопедии Узбекистана.
А в это же время, в составе московского мюзик-холла, Батыр Закиров покоряет парижскую «Олимпию» – легендарный зал, в котором в этот же период дают концерты «роллинги», Хендрикс, Джеймс Браун.
7 марта 1967 года официальная дата рождения узбекского рока.
На танцполе: рок-н-ролл, твист, мэдисон Хиты: Hit The Road Jack, Рэй Чарльз, 1961 Stand By Me, Бен Кинг, 1961 Twist Again, Чабби Чекер, 1961 Twist & Shout, Битлз, 1964 Satisfaction, Роллинг Стоунз, 1965
Барамыков и Батуев создают группу и дают ей «электронное» имя в духе времени – «Киберги», отдавая дань фантастике С. Лема. Первый концерт состоялся в конструкторском бюро технологии и машиностроения 7 марта 1967 года. Это официальная дата рождения узбекского рока.
К концу 60-х и началу 70-х годов в Ташкенте (и не только) создаются еще несколько рок-групп: «Ваганты», «Синхрон», «Скифы», «Синтез» и другие. Они становятся «хедлайнерами» на танцах в клубах и парках.
1968
Первый джаз-фестиваль «Ташкент-68». Участвуют 17 коллективов
1968
На экраны выходит фильм «Влюбленные»
1970
Григорий Пушен и Алексей Козленко создают группу «Скифы»
Шведский турист Георг Одднер, непонятно как очутившийся в Ташкенте и забредший в парк Горького, запечатлел знаменитую танцплощадку и «ракушку» эстрады. На сцене, скорее всего, упомянутый джаз-квинтет Консерватории.
«Ракушка» и танцплощадка располагались с задней стороны ресторана «Бахор», что на Сквере. Судя по воспоминаниям музыкантов и посетителей, тут проходили одновременно выступления как новых рок-групп (тогда их называли ВИА), так и завсегдатаев джаз-бэндов.
Летом 1968 года выходит фильм о молодежи Эльера Ишмухамедова – «Влюбленные», в нем есть любопытная деталь, отражающая положение дел в эпоху «пре-диско»: в парке на сцене играет рок-группа «Киберги», а в ресторане (эпизод в конце) выступает джаз-бэнд. Он исполняет композицию Little Man американского дуэта «Сонни и Шер» (1966 год), в обработке немецкого джаз-оркестра Джеймса Ласта из альбома 1967 года. Ташкент в те времена – прогрессивный перекресток культур.
«Группа «Синхрон» вполне официально выступала на летней танцплощадке парка Горького в течение 68-го и 69-го годов. Главным организатором у них был Виталик Зубарев (потом играл в «Кибергах»), а вокалистом и автором почти всех песен был Гена Садовников. |
Иногда туда, на танцплощадку, приходили те же «Киберги», «Ваганты» и, сменяя друг друга, устраивали сейшн, от которого мы получали ни с чем не сравнимый драйв», - вспоминает Владимир Фетисов, заядлый «тусовщик» тех лет.
В 1969 году в Театральном институте образовывается Вокально-инструментальный ансамбль ТТХИ, из которого в 70-м появляется группа «ЯЛЛА» – она станет визитной карточкой узбекской эстрады на долгое время, в тени которой останутся многие.
Художественным руководителем стал Евгений Рожков, музыкальным – ленинградский композитор Евгений Ширяев, на тот момент дирижер Эстрадного Оркестра Узбекистана. Через два года в группу приходит Фаррух Закиров.
1970
Образована группа «ЯЛЛА»
1971
Первый конкурс эстрадной песни. «Скифы» vs. «Ялла».
«В моей первой картине «Нежность» сыграл молодой музыкант – Юра Батуев, знакомые почему-то звали его «Кардинал». Он рассказал мне, что вместе с другом Володей Барамыковым создали группу «Киберги», и пригласил меня их послушать. Знаете, в то время все повально увлекались музыкой группы «Битлз», рок-н-роллом… Я был очарован их фанатизмом, их стремлением играть новую и необычную музыку. Тогда я и познакомился с Володей Барамыковым, и наша дружба прошла через всю нашу жизнь. Уже тогда я понял, что группа «Киберги» ищет свой путь, пытается играть свою музыку. |
В 68-м году, когда я приступил к съемкам «Влюбленных», для меня не стояло вопроса о том, кто будет писать музыку к моей картине. Я целиком положился на Володю и даже пригласил его на роль отрицательного персонажа. И у него здорово получилось. В 60-е годы было повальное увлечение танцами. В парках звучала живая музыка, играли оркестры и вокально-инструментальные ансамбли, мы все были молоды, красивы, с удовольствием кружились в вихре танцев. Танцплощадки были в парке Тельмана, в парке ОДО, в парке им.Горького… Конечно, я решил, что в моем фильме «Влюбленные» обязательно будет сцена дискотеки. Это дух того времени. Эльер Ишмухамедов, режиссер.
Эльер Ишмухамедов (1942) – советский и узбекский кинорежиссер, народный артист Узбекистана, заслуженный деятель России. Создатель более более 25 кинолент, среди которых «Нежность», «Влюбленные», «Юность Гения».
В начале 70-х «Киберги», «Синтез» и другие рок-группы входят в состав Госфилармонии, что дает группам право официально гастролировать. И репертуар уже частично от местных композиторов – эстрадный. На прощание Владимир Барамыков с командой дают знаменитый концерт в парке Тельмана, в гусарских мундирах «сержанта Пеппера» с репертуаром от “роллингов” до Тома Джонса.
1972
Создание Ташкентского Мюзик-холла
1972
С.Гилёв создает джаз-группу «Интер»
1975
На радио «Голос Америки» выходит в эфир программа «Музыка для танцев» на русском языке
«В конце 60-х годов повсюду веяло особым воздухом… Воздухом свободы, перемен. Мы повально увлекались западной музыкой, слушая ее через запрещенные радиостанции. Увлекались «битлами», Элвисом Пресли… В Ташкенте тогда были созданы самые известные эстрадные ансамбли. Вот мы и ходили с удовольствием на всевозможные танцы, которые устраивались под открытым небом, не на специальных площадках… Было весело… Иногда, естественно, случались потасовки между парнями… как же без этого!» – вспоминает Эльер Ишмухамедов.
На танцполе: фанк, соул, хастл Хиты: Get Up, Джеймс Браун, 1970 Hooked On A Feeling, Блю Суэйд, 1974 The Loco-Motion, Гранд Фанк Рейлроуд, 1974 That's The Way, Кей-Си и Саншайн Бэнд, 1975 The Hustle, Ван МакКой, 1975
Всеобщий любимец Батыр Закиров в 1972 году приступает к созданию Ташкентского Мюзик-холла. Сценарий пишут и помогают с постановкой режиссер Марк Захаров и Александр Ширвиндт.
Шоу называлось «1973-е путешествие Синдбада-Морехода», и в нем участвовали все представители эстрады – юмористы (сегодняшние стендап комики), циркачи, танцоры и, конечно же, певцы и музыканты. В разное время в нем выступали в роли special guest мега-звезда того времени Владимир Высоцкий, советские ВИА «Поющие гитары», «Ялла», «Наво» и другие. Эстрада гордо шагает по стране.
Танцами «рулят» ВИА в парках. Эра дискотек брезжит на закате.
Это время второго «излома». Эстрада становится официозной и уходит в «ротацию» на телевидение и радио, в официальные мероприятия в больших концертных залах. Рок-группы, вынужденные называться ВИА и быть приписанными к Филармонии и Узбекконцерту, безраздельно властвуют на малых площадках – в домах культуры, клубах, на танцплощадках парков. Небольшая часть «ушла в подвалы». Джаз, изначально бывший музыкой интеллектуалов и создававшийся профессионалами, становится академическим. И аутичным. Отныне его место в залах консерватории и музучилищ.
Зима, конец 1975. В кафе на крыше гостиницы «Узбекистан» только что вернувшийся из загранкомандировки ученый-физик рассказывает 23-летнему аудиофилу и коллекционеру о польских дискотеках. Молодые люди решаются на безумный шаг – идти в городской комитет комсомола с предложением создать диско-клуб.
На их счастье, в главной молодежной организации есть потребность создать клуб, объединяющий творческую молодежь по интересам.
На первом организационном собрании встречаются джазмен, режиссер и диск-жокей.
Сергей Гилёв, Марк Вайль и Сергей Коваленко.
Также читайте:
Хроника Прожитых Дискотек: Часть Вторая
Хроника Прожитых Дискотек: Часть Третья
Хроника Прожитых Дискотек: Часть Четвертая
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0